Мы социально-активны


Главная / НАШ БЛОГ / История китайской живописи

История китайской живописи

Этот вид искусства – один из самых древних и удивительных. По легенде, создание китайской живописи приписывают четверым древним правителям: Гу Кайчжи, Лу Таньвэй, Чжан Сэнъяо и У Даоцзы, которые жили в IV-VIII веках нашей эры. Хотя многие ученые настаивают на том, что история этого вида искусства древнее как минимум на 1000 лет.

Один из известнейших китайских художников, мастер пейзажа Го Си в своем знаменитом трактате «О живописи» сказал, что картина – это своего рода портрет автора, доказательство его благородства и личностного совершенства. Кроме того, по мнению художника, для живописи крайне важна поэтичность. Он говорит, что живопись – это и есть поэзия, обретшая конкретную форму.

В VIII веке нашей эры художник-интеллектуал Ван Вэй положил основу традиции монохромной живописи черной тушью. Считалось, что только в строгости и простоте черно-белой гаммы можно полностью раскрыть красоту окружающего мира, передать всю суть природы. В это время появились жанры китайской живописи:

  • живопись растений, например, бамбука. Основатель – Вэнь Тун;
  • живопись цветов и птиц;
  • живопись горных пейзажей;
  • живопись животных;
  • портрет.

Практически с момента зарождения этого искусства, в V веке нашей эры многие художники предпринимали попытки теоретизации живописи. Почти сразу было сформировано шесть главных законов такого творчества:

  1. Одухотворенность.
  2. Естественность.
  3. Композиционная продуманность.
  4. Постоянная структура произведения.
  5. Следование древним традициям.
  6. Высокая техника работы кистью и тушью.

Именно на этой идейной основе китайская живопись развивалась все последующие века. Переломными для Китая стали XVI и XVII века – из-за начала колониальной эры, сильнейшего культурного влияния европейских завоевателей. Живопись в это время серьезно трансформировалась. Одним из самых интересных художников этого времени считается итальянец Джузеппе Кастильоне. Несмотря на национальность, этот монах был в Китае придворным художником и архитектором. Именно он впервые совместил китайские и европейские живописные традиции, привнес в искусство этой страны традиции соблюдения перспектив и светотени, познакомил китайцев с живописью маслом, гравюрой, жанром натюрморта.

Еще одно серьезное изменение ждало изобразительное искусство Китая на рубеже XIX и XX веков. Проигранные войны, разорение, падение империи – все это не могло не отразиться на самосознании и культуре. Именно в это время живопись перестала быть элитарным искусством, и в китайской живописи начался так называемый «период 100 школ», характеризующийся отказом от традиций. Тем не менее, самый яркий художник этого периода, Ци Байши, был именно приверженцем доктрины «живописи интеллектуалов».

Интересуетесь культурой этой страны и ищете курсы китайской живописи по оптимальным ценам? Школа китайского языка и культуры «Поднебесная» предлагает программу для всех, кто хочет получить новые знания!